WWW.NAUKA.X-PDF.RU
БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА - Книги, издания, публикации
 


Pages:     | 1 |   ...   | 9 | 10 ||

«К ЮБИЛЕЮ ФАКУЛЬТЕТА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВ ИНСТИТУТА ИМЕНИ И. Е. РЕПИНА лет Санкт-Петербург Печатается по решению редакционно-издательского совета Санкт-Петербургского ...»

-- [ Страница 11 ] --

А как известно, для того чтобы создать школу — собственно и в более широком плане — мало быть крупным специалистом и обладать научным авторитетом. Нужна душевная щедрость, стремление вести за собой молодежь, желание и умение делиться с нею собственными мыслями, интересами, представлениями. Этими качествами были наделены наши незабвенные наставники — М. В. Доброклонский, В. Ф. ЛевинсонЛессинг, Г. Г. Гримм. Цецилия Генриховна была их достойной ученицей.

С годами все более явственно обозначались масштаб и черты ее личности:



мудрость, благородство, умение подняться над всем незначащим, суетным; проницательность ее суждений и оценок людей или событий; снисходительность и терпимость, если дело не касалось каких-то принципиальных жизненных и моральных проблем. Тут она была бескомпромиссной и строгой. И ее юмор, меткий, но не злобный. Ее отличали доброта, умение помочь в трудных ситуациях. Внешне сдержанная и даже скрытная, с близкими людьми она становилась более непринужденной и открытой. Общение с Цецилией Генриховной неизменно поддерживало, обогащало и как-то возвышало над житейской мелочностью и убожеством. Думаю, это чувство хранят все, кто имел счастье ее знать.

А. М. Муратов

Легенда искусствоведческого факультета:

Андрей Григорьевич Федоров (1939—2011) 11 февраля 2011 г. скончался Андрей Григорьевич Федоров, сорок лет преподававший всеобщую историю на искусствоведческом факультете. Это невосполнимая потеря. Его курс истории в сочетании с кружком (фактически — семинаром) по истории культуры де-факто был основным, центральным предметом искусствоведческого образования. Как бы хорошо ни преподавались отдельные фрагменты истории искусства, составляющие большую часть программы, в целостную картину они объединялись лишь благодаря его превосходным лекциям.

В небольших, узкоспециализированных вузах необходимы яркие личности среди преподавателей, чтобы компенсировать ограниченность программы, малое количество кафедр и педагогов. Такие незаурядные персоны встречались в нашем академическом Институте, и потому образование приобретало в них необходимую полноту и, более того, увлекательность.

А. Г. Федоров — легенда факультета теории и истории искусства. По должности — скромный старший преподаватель всеобщей истории — непрофильного предмета для искусствоведов — он был притягательнейшим интеллектуальным магнитом факультета.

Он оказался, наверно, последним вузовским лектором, который один охватывал в своем курсе всю мировую историю от библейских времен до ХХ в.

включительно. Читал он также отечественную историю (студентам творческих факультетов) и историю культуры — его культурологический кружок, а по сути, постоянно действующий семинар для студентов всех курсов — стали фундаментом, связующим и надежным каркасом нашего образования. В других вузах существуют целые кафедры истории, где каждый сегмент исторической науки ведет отдельный преподаватель. В нашем маленьком «творческом» институте группу товарищей заменил один лектор, и это, как ни странно, оказалось удачным решением: благодаря его выдающимся качествам мы получили первоклассную и проникнутую единым взглядом панораму истории и культуры.

© А. М. Муратов, 2012 А. М. Муратов • Легенда искусствоведческого факультета: Андрей Григорьевич Федоров 215 Федоров преподносил глубоко фундированный курс, поражая эрудицией, глубокой продуманностью материала, доскональным знанием исторических источников и научной литературы. В его лице мы получили образец серьезного ученого, мыслящего строго логически и стройно излагающего труднообозримый и многообразный материал. Он прививал вкус к работе с документами и научными монографиями (а не только с учебниками), стремление к пониманию сущности истории, которая скрывается за внешними фактами, построению единой картины мира, необходимой для этого системности мышления.

Еще одна важная особенность его курса — постоянные аналогии, почерпнутые в искусстве. Например, говоря об истории Германии XVII в., упоминал драматическую трилогию Ф. Шиллера «Валленштейн», извлекая из нее образы фигурантов Тридцатилетней войны: «Шведский король Густав высаживается в Померании и двигается на юг. Против него выпускают полководца католической лиги Тилли, армия Тилли разбита Густавом, он продвинулся до Баварии. Тут император начал слезно просить Валленштейна принять командование. Валленштейн снова в седле, снова полководец. В решающей битве ему не удается разбить шведов, но в этой битве гибнет Густав Адольф, талантливый полководец, война затягивается. Император начинает бояться Валленштейна и дальше как в драме Шиллера — заговор Валленштейна и его убийство в Эгере»1. Число подобных примеров нетрудно умножить. Его филологические познания позволяли постоянно сопровождать изложение истории параллелями в художественной литературе.

У Федорова было хорошее, классическое по нашим меркам образование: он окончил историко-филологический факультет ЛГПИ имени А. И. Герцена, на котором учился очень добросовестно, получив диплом с отличием. Таких синкретических факультетов больше нет, все они разделились на исторические и филологические, несмотря на то, что для историка очень полезно основательное знание словесности, а для литератора — истории. Федоров тому доказательство. Поступив в аспирантуру того же факультета, он и тему выбрал историко-филологическую: культурные связи России и Германии в 1860-е гг.2 На выбор темы диссертации и ряда последующих научных работ повлияло, очевидно, и мировоззрение молодого ученого, которое складывалось в контексте «шестидесятничества». Отсюда его тяготение к различным проявлениям либеральной и протестной идеи, оппозиции самодержавию, критическое отношение к национализму и тоталитаризму, пристальное внимание к истокам и развитию этих тенденций в мировой истории и культуре. В связи с этим следует отметить его стойкий интерес к роли интеллигенции в обществе. Особое внимание он уделял диссидентам всех времен и народов, выразившееся, в частности, в неоднократном 216 А. М. Муратов • Легенда искусствоведческого факультета: Андрей Григорьевич Федоров обращении к теме публицистики и сатирической графики — от периода Реформации и Тридцатилетней войны до мировых войн ХХ в., до антинацистских выступлений в немецкой культуре середины прошлого века.

Центральными объектами его исследования стали проводники либеральных идей, такие как А. И. Герцен, издатель «Колокола», или В. Вольфзон, выпускавший в Лейпциге «Russische Revue», и реакция на их идеи различных изданий — от «Северной пчелы» до «Отечественных записок» — иными словами, анализ публицистики той и другой стороны, их явная и скрытая полемика.

Дальнейшие научные интересы и публикации Федорова тесно связаны с темой кандидатской диссертации: немецкая журналистика о России, русская о Германии и немецком искусстве. В списке неопубликованного числятся рукописи: «Фридрих Шиллер как историк» и примыкающая к ней «История Германии 1618—1648 гг.

и ее отражение в агитационной графике того времени» (как известно, основным историческим трудом Шиллера была «История Тридцатилетней войны»); «История в драмах Х.-Д. Граббе», «Россия в германской литературе 1890—1900-х годов»3.

Граббе, этого «немецкого Шекспира», он сам переводил и читал студентам на занятиях культурологического кружка.

Надо отметить, что Федоров блестяще знал немецкий язык и выбирал свои темы в основном из истории культуры Германии. Он вспоминал, что ему повезло с учительницей языка в средней школе № 90 Петроградского района, где он учился с 1 по 10 класс. Обширнейшие лексические запасы он приобрел по методу знаменитого археолога Генриха Шлимана, изучавшего иностранные языки, читая Библию на незнакомом языке. Федоров одолел от корки до корки немецкую протестантскую Библию с готическим шрифтом — очень уж хотелось познакомиться с книгой книг, а достать ее в атеистической стране на родном языке было трудно, почти невозможно.

Он знал редкие, малоупотребительные немецкие слова. Эвелина Моисеевна Мерова, преподававшая немецкий язык в Институте имени И. Е. Репина, свидетельствует:

в поездке по ГДР гид не могла вспомнить слово, указывая на предмет в экспозиции музея — его тут же подсказал Федоров: das Zepter (скипетр).

О содержании и уровне диссертации дают представление выполненные на ее основе статьи, опубликованные в институтских научных сборниках. Возьмем, к примеру, статью о журнале «Russische Revue» и его издателе Вильгельме Вольфзоне4.

Федоров начинает с обзора сведений о русском национальном характере и русской культуре, широко распространявшихся на страницах немецких изданий. С характерной для него иронией он излагает мнение одного эксперта, представляющего русский народ скопищем лодырей и мошенников, обирающих доверчивых путеА. М. Муратов • Легенда искусствоведческого факультета: Андрей Григорьевич Федоров 217 шественников: «Много места в статье посвящено тараканам, плавающим в супе, который автор кушал на каком-то русском постоялом дворе, и гораздо меньше внимания уделено русской культуре. Зато сведения о ней весьма точные и безапелляционные: в России был всего один поэт — Пушкин, да и тот не русский, а никакой науки там нет и быть не может»5. Для опровержения такого рода мнений и было предпринято издание, содержащее достоверные сведения о современной русской литературе, свежие переводы произведений русских писателей. «Журнал добросовестно проводил свою основную идею, ради которой он был основан, — идею сотрудничества народов на основе общности культуры и немало приложил усилий для устранения национальных предрассудков, знакомя немцев с русской культурой, давая им правдивые сведения о русской жизни»6. Характеризуя личность издателя, Федоров отмечает: «Вольфзон входил в кружок молодежи, называвшийся ГервегКлуб. В него также входил известный впоследствии немецкий писатель Теодор Фонтане, служивший тогда провизором в одной из лейпцигских аптек. Ходил туда и юный Фердинанд Лассаль, тогда — ученик торговой академии. Этот кружок, где говорили о литературе и о философии, читали стихи и мечтали о немецкой свободе, служил убежищем для романтических юношей в провинциальном Лейпциге»7. Заслугой литератора Федоров считает то, что он был «одним из первых в Германии, кто понял национальное значение тогда еще очень малочисленной передовой русской интеллигенции и мировую ценность культуры, создаваемой ею.

Другим важным явлением русской жизни, замеченным в это время Вольфзоном, было особое значение художественной литературы и литературной критики как единственного легального выражения работы общественной мысли в России»8.

Не случайно А. И. Герцен состоял с ним в переписке, а Ф. И. Тютчев даже посвятил ему стихотворение: «Недаром русские ты с детства помнил звуки / И их сберег в себе сочувствием живым —/Теперь для двух миров, на высоте науки, / Посредником стоишь ты мировым…»

Статья представляет собой образец анализа источников и монографий, который он в дальнейшем предлагал выполнять своим студентам. В ней также угадываются интонации и логические ходы последующих лекций Федорова, да и его мировоззренческая позиция.

Диссертация выполнялась в течение трех лет и была одобрена кафедрой. Однако по неизвестной причине добросовестный и талантливый аспирант не защитился.

По слухам, не нашлось достаточно компетентных оппонентов. Не исключено, что кому-то не понравился сквозивший в ней дух оппозиционности, сочувствия либеральной идее, а не «Коммунистическому манифесту». Перебиваясь случайным 218 А. М. Муратов • Легенда искусствоведческого факультета: Андрей Григорьевич Федоров заработком экскурсовода и лектора-почасовика, Федоров без степени поступил на работу по специальности. В 1968 г. он отправился в Забайкалье, где на историческом факультете местного педагогического института (ныне — Читинский государственный гуманитарно-педагогический университет имени Н. Г. Чернышевского) три года (до 1971 г.) преподавал отечественную историю, Новейшую историю стран Азии и Африки, историю Второй мировой войны, историографию, историю культуры конца XIX — начала XX в. Его научная работа стала питательной средой для педагогической деятельности, которую он, вероятно, считал своим призванием.

Трехлетняя практика в Чите хорошо подготовила его к курсу лекций по всеобщей истории в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, который он вел на протяжении сорока лет.

Федоров говорил неторопливо, словно размышляя и рассуждая, а не читая и не пересказывая готовый текст.

Это позволяло некоторым студентам почти дословно конспектировать его слова. Лекцию он словно творил на наших глазах, хотя приносил конспект — две-три замусоленных машинописных бумажки (объем одной его записанной студентом лекции — в среднем около половины авторского листа, т. е. 10—12 страниц машинописи). Иногда лишь зачитывал с листа список вопросов к экзамену или рекомендуемой литературы, или план лекции.

Как известно, советская историческая наука базировалась на марксистской методологии, которая нередко использовалась как декоративная (цитатами из классиков марксизма-ленинизма многие метили свои тексты) или догматическая — устаревшая методология становилась прокрустовым ложем. У Федорова отношение к марксизму было умеренно скептическое, он его не отрицал огульно и не следовал догматически, и уж тем более, не старался разукрасить свой текст цитатами. Как серьезный ученый, он, раскрывая сущность явления, приводил разные мнения, сопоставлял точки зрения, включая марксистскую, причем критически относился ко всем ограниченным методологиям. В некоторых случаях признавал правоту социально-экономического подхода, иногда же оспаривал примат классовых интересов с позиции значения культуры, личности, верований, нравов и обычаев для объяснения тех или иных событий.

Он был чуток к понятию «дух времени» немецких идеалистов, таких, например, как неоднократно упомянутый им В. Дильтей. Можно сказать, что он владел подходом, преодолевающим ограниченность обязательной для советской официальной науки марксистской догматики.

Для Федорова не существовало каких-то абсолютно верных, непререкаемых суждений. Первое, чему он научил нас, первокурсников, — так это критическоА. М. Муратов • Легенда искусствоведческого факультета: Андрей Григорьевич Федоров 219 му — научно-историческому подходу к человеческой мысли. Курс начинался словами: «Необходимо представить историю как процесс. Каждую эпоху представить зрительно. Представление о людях, населяющих историю. Для истории характерна неполнота сведений. В прошлом — не хватает, в близких временах — изобилие источников необъятное. История не может ответить на ряд вопросов, т. к. не имеет повторного опыта. Географический детерминизм — объяснение явлений истории по географическим условиям. Биологический детерминизм — объяснение факта истории из биологических особенностей нации. История затрагивает личные интересы — национальные, классовые, следовательно, много разногласий»9.

Сдать зачет перед его экзаменом по истории — это значило подготовить анализ одного источника (документа) и одной монографии. В тексте надо было в первую очередь выявить: на какой позиции стоит автор; какова его точка зрения, отбор и обработка фактов; в каком жанре и в какое время создан текст.

Абсолютных истин, догматов в научной работе нет. Во вводном слове Федоров порекомендовал читать, наряду с неизбежным «Происхождением земли, частной собственности и государства» Ф. Энгельса, Библию как основной источник по древней истории, и неоднократно ссылался на нее, говоря о патриархальном укладе и египетских делах. «История праотцев библейских (первые главы) показывает отношения в патриархальном семействе. Характерен эпизод с Агарью», — заявил он на первой же лекции10.

К одному из советских праздников его, по-видимому, как историка, обязали написать заметку о В. И. Ленине для праздничного выпуска стенгазеты института.

Федоров опубликовал одну страничку текста, где без обычных в таком случае дифирамбов указал на творческий подход Ленина к принятию политических решений (пример — нэп), даже если они противоречили букве марксизма. И в этой скользкой ситуации он сумел, не вступая в открытый конфликт, не покривить душой и сказать студентам нечто полезное — будьте творцами, не следуйте шаблонам.

Как личность он был настоящим русским интеллигентом — о таких мы знали из дореволюционных книг, а в его лице увидели воочию. Идея служения — истине, науке, просвещению — доминировала в его поведении. Выполнив добротную, умную и глубокую диссертацию, рекомендованную кафедрой к защите, он не потрудился получить звание кандидата наук, сильно потеряв в карьере и зарплате. Очевидно, ему важнее было само существо дела, нежели внешний успех.

За 40 лет работы в институте он продвинулся лишь на одну ступеньку — после двадцати лет работы старшим преподавателем занял в 1992 г. должность доцента 14 разряда. Как это не согласуется с современным пошлым культом успешности! Он 220 А. М. Муратов • Легенда искусствоведческого факультета: Андрей Григорьевич Федоров занимался любимым делом на самом высоком профессиональном уровне и в соответствии со своими убеждениями — это и был успех в его собственном, интеллигентном понимании. Федорова безгранично ценили наиболее одаренные и подготовленные студенты. Именно о нем можно встретить множество записей и комментариев в блогах, социальных сетях, интернет-сообществах, где речь идет о преподавателях академического института.

К сожалению, уровень поступающих в вузы и в советское время, и сейчас таков, что подача материала на столь высоком, по-настоящему университетском и академическом уровне является в отношении некоторых студентов метанием бисера перед известными библейскими существами. Не в силах ни понять его, ни сдать ему экзамен, слабые ученики выражали иной раз недовольство преподаванием Федорова. Его рациональность и системность мышления оказалась им недоступной, а история в его изложении — закрытой наукой за семью печатями.

К примеру, в 1990-е гг. Федоров по совместительству преподавал, кроме Института имени И. Е. Репина, еще в одном «творческом» вузе Петербурга, но местные студенты-творцы взмолились перед своей администраций: ничего не понятно и потому скучно. Талантливый историк оттуда ушел, проработав всего один учебный год. Однако на искусствоведческом факультете ИЖСА, где он трудился четыре десятилетия, его уважали все.

Безропотно выполнял Федоров общественную работу. По советской традиции из года в год он возил первокурсников в совхоз Детскосельский полоть турнепс. Побуждал студентов к сельскохозяйственным работам он личным примером: засучив рукава, первым становился у грядки и принимался за выкорчевывание могучих сорняков, и так целый день, медленно перемещаясь по бороздам казавшегося бескрайним поля. Вечером, в бараке без удобств, — отдых и откровенные разговоры о жизни, истории и литературе. Федоров даже получил в 1985 г. благодарность ректора «за активную помощь и хорошие показатели по уборке урожая»11, хотя с точки зрения студентов он был достоин самых высоких наград и званий за свою педагогическую деятельность. Сколько мы перевидали титулованной серости в вузах! А лучшим лектором оказался вечный старший преподаватель (в последнее двадцатилетие — доцент) без степени и звания.

Студенты для него все были равны в том смысле, что он не делал предпочтения детям влиятельных родителей, спрашивая в равной мере строго каждого на своих экзаменах. На его предмете больше всего было троек и пересдач, пересдавали до семи раз. Получить «хорошо» считалось большой удачей, а оценки «отлично»

удостаивались лишь немногие. Заученного пересказа он не любил, останавливал А. М. Муратов • Легенда искусствоведческого факультета: Андрей Григорьевич Федоров 221 зубрильщиков дополнительными вопросами, требуя понимания существа дела или хотя бы проблеска самостоятельной мысли.

Внешне Федоров производил впечатление неординарного человека: хорошего роста и пропорционального сложения, он отличался крупной, лобастой головой, с сияющим куполом рано облысевшего черепа над мерцающими из-под очков внимательными глазами, которые он частенько закрывал во время лекций, будто не желая отвлекаться от осмысленного созерцания миров прошлого. Встречал же он каждого студента неизменной «архаической улыбкой», напоминая маску Агамемнона, найденную в древних Микенах Генрихом Шлиманом. О своей внешности с изрядной долей самоиронии говорил, что в школе считался «пятым по красоте».

Некоторая небрежность в одежде указывала на то, что забота о костюме не была в числе его приоритетных интересов. То ли аскетизм, то ли пренебрежение к условностям, то ли погруженность в свои мысли заметно отражались на его облике.

Вечно мятый пиджак, один и тот же на протяжении десятилетий, старое драповое пальто и свалявшаяся ушанка были как бы мундиром этого оригинала. Разминая табак в трубке своим черепаховым ногтем, мечтательно глядя вдаль и не замечая, как пепел сыплется на брюки, он проникновенно вещал о всеобщей истории и ее отражении в мировой литературе… Великолепным дополнением к основному курсу Федорова был его кружок, доступный всем желающим из числа академических студентов. Этот кружок стал своего рода продолжением лекций по истории культуры конца XIX — начала XX в., читанных в забайкальском педагогическом институте и превратившихся в факультативный семинар. На занятиях темы выбирали студенты. Желающий готовил сообщение, в назначенный день участники кружка его слушали и обсуждали. Заключение делал руководитель, причем зачастую это была целая лекция в дополнение к докладу.

Помнится, шла речь то о неоплатонизме, то о З. Фрейде и К. Г. Юнге; об экзистенциализме; о послевоенном немецком писателе Вольфганге Борхерте; о Роберте Музиле и его романе «Человек без свойств» (тогда еще не переведенном на русский язык). Но особенно часто кружковцы обращались к отечественной культуре рубежа XIX—XX вв. — звучали доклады о Федоре Сологубе, Анне Ахматовой и других поэтах Серебряного века. Неоднократно на занятия кружка Федоров приносил свои рукописи переводов немецкого драматурга Х.-Д. Граббе. Запомнилось чтение пьесы «Наполеон, или Сто дней» (1831) — полные грубоватого народного юмора диалоги французских солдат в исполнении Федорова.

Эти культурологические семинары были чрезвычайно интересными. К примеру, на одном из заседаний кружка Федоров говорил о восприятии А. С. Пушкина 222 А. М. Муратов • Легенда искусствоведческого факультета: Андрей Григорьевич Федоров в русской культуре. Даже отрывочная запись передает увлекательное движение мысли оратора: «Резюме Белинского о Пушкине: гуманность — светлый. Это стало школярским штампом. Черное, иррациональное, с точки зрения русского читателя, может быть у декадентов, у Лермонтова, а у Пушкина быть не может, и он превратился в статую на пьедестале, даже в дубину для поэтов. Цветаева находит «черное» у Пушкина, цепляясь за Пугачева. Вересаев — личность Пушкина по Фрейду. Что для поэта важнее — добродетель или талант? Талант не может быть всегда добродетелен. Добро и красота иногда вступают в противоречие. Пугачев. Ахматова: у Пушкина, как у всякого поэта, есть отвращение от добродетели и влечение ко злу. Мы прощаем за красоту. Стремление совместить добро и красоту сводило с ума Достоевского. А Пушкина не сводило: он был мудр и понимал, что так и должно быть, — добро не всегда совпадает с красотой. … Цветаева влюблена в Пушкина. Ехидство, ревность к Н. Н. Гончаровой. Ахматова ревновала Пушкина к бронзовой девушке с кувшином. Но у Ахматовой отношение к Пушкину противоположное, она его не трясет и не треплет, он у нее стоит на пьедестале, она не лезет ему в потроха»12.

Хочется отметить также прозорливость историка, способного делать прогнозы.

Например, во время консультации перед экзаменом по Новейшей истории предсказал повторное избрание Р. Рейгана президентом; еще в 1984 г. предвидел объединение Европы, указывая на соответствующую тенденцию. А его фраза о поисках «вечного спасения при помощи аптеки и диеты» как тенденции современной культуры, оброненная им в начале 1980-х, похоже, также вполне подтвердилась. Его анализ истоков тоталитарных и националистических течений, прозвучавший в годы «застоя», ничуть не утратил своей убедительности и после многочисленных публикаций на эту тему в постсоветский период.

Рассматривая литературу через историю и отражение истории в литературе, взаимодействие национальных культур, Федоров в своей научной и педагогической деятельности предвосхитил бурное развитие культурологических дисциплин в постсоветский период. Его педагогическое историко-филологическое образование, в равной мере фундаментальное в каждой своей части, и обусловленные направленностью этого образования научные интересы послужили тому плодотворной почвой. Его всеобщая история была в значительной степени всемирной историей культуры.

В жизни Федорова, пожалуй, не было ярких внешних событий после дерзаний молодости. Сразу после института он отправился по распределению и собственному желанию в дальние края — учителем истории сельской школы в дебрях Алтайского края. В школе деревни Козмилово, однако, он прослужил только один учебный год, А. М. Муратов • Легенда искусствоведческого факультета: Андрей Григорьевич Федоров 223 по истечении которого поступил в ленинградскую аспирантуру. О своем учительстве вспоминал как о полезном экстремальном опыте, но отмечал, что школа — не для ученого, лекции в школе неуместны. Жизнь его текла размеренно, от лекции к лекции, которые он читал ежедневно на протяжении учебного года, начиная с аспирантуры и до последних дней.

Главными событиями его жизни стали научные и творческие труды (переводы), а еще более — создание и чтение курсов лекций на основе свойственного ему оригинального и глубокого мышления. В этой работе он, думается, в достаточной степени реализовывался. И хотя записанные лекции не передают всего обаяния непосредственного пребывания в аудитории и восприятия живой речи, тем не менее, они заслуживают публикации, подобно «Курсу русской истории»

В. О. Ключевского или «Лекций по истории средних веков» Т. Н. Грановского.

А наряду с лекциями (уверен, это мнение разделяют многие студенты и коллеги Федорова) неплохо было бы переиздать труднодоступные научные статьи историка, разбросанные в «ученых записках» разных лет ИЖСА имени И. Е. Репина и ЛГПИ им. А. И. Герцена. Единственная опубликованная книга Федорова — учебник для эстонских гимназий по истории ХХ в.13, отсутствующий не только в продаже, но и в библиотеках, стал, можно сказать, библиографической редкостью. Заветное желание тех, кто помнит Федорова — выпустить сборник его трудов, и публиковавшихся ранее, и еще доселе не изданных, — в память об этом выдающемся педагоге и во благо студентам, как учившимся у него, так и всем остальным.

ПРИМЕЧАНИЯ

Из студенческого конспекта лекций А. Г. Федорова / Архив автора.

Тема диссертации А. Г. Федорова: «Культурные связи России и Германии в 60-х гг.

XIX в.»

Список публикаций. Из личного дела А. Г. Федорова, хранящегося в Научно-библиографическом архиве РАХ. Не оформлено.

Федоров А. Г. Из истории русско-германских культурных связей в XIX в. Журнал «Russische Revue» и его издатель / ЛГПИ им. А. И. Герцена. Ученые записки. Т. 298. Вопросы истории СССР XIX—ХХ вв. Л., 1971. С. 158—180.

Федоров А. Г. Из истории русско-германских культурных связей в XIX в. Журнал «Russische Revue» и его издатель / ЛГПИ им. А. И. Герцена. Ученые записки. Т. 298. Вопросы истории СССР XIX—ХХ вв. Л., 1971. С. 161.

Федоров А. Г. Из истории русско-германских культурных связей в XIX в. Журнал «Russische Revue» и его издатель / ЛГПИ им. А. И. Герцена. Ученые записки. Т. 298. Вопросы истории СССР XIX—ХХ вв. Л., 1971. С. 177.

224 А. М. Муратов • Легенда искусствоведческого факультета: Андрей Григорьевич Федоров Федоров А. Г. Из истории русско-германских культурных связей в XIX в. Журнал «Russische Revue» и его издатель / ЛГПИ им. А. И. Герцена. Ученые записки. Т. 298. Вопросы истории СССР XIX—ХХ вв. Л., 1971. С. 163.

Федоров А. Г. Из истории русско-германских культурных связей в XIX в. Журнал «Russische Revue» и его издатель / ЛГПИ им. А. И. Герцена. Ученые записки. Т. 298. Вопросы истории СССР XIX—ХХ вв. Л., 1971. С. 166.

Из студенческой записи лекций А. Г. Федорова / Архив автора.

Из студенческой записи лекций А. Г. Федорова / Архив автора.

Благодарность объявлена 9 декабря 1985 г. Из личного дела А. Г. Федорова, хранящегося в Научно-исследовательском архиве РАХ. Не оформлено.

Из студенческих конспектов. Запись от 21 декабря 1984 г. / Архив автора.

XX sajandiajalugu:pikgmnaasiumile. I osa, 1900—1939 / Andrei Fjodorov; [tlkija Einar Vr]. Tallinn : Avita, 2002; XX sajandiajalugu:pikgmnaasiumile. II osa, 1939—2000 / Andrei Fjodorov; [tlkija Einar Vr]. Tallinn : Avita, 2002.

Е. В. Нестерова, В. И. Раздольская Анна Саввовна Гривнина (1919—2011) Вся жизнь Анны Саввовны Гривниной была тесно связана с Институтом имени И. Е. Репина, и основные события ее биографии совпадают с историей факультета теории и истории искусств.

Закончив среднюю школу в Ленинграде в 1937 г., в тот же год она поступила в Академию художеств. Искусствоведческий факультет был только что создан и впервые объявлен набор студентов на новое отделение. Анна Саввовна оказалась среди тех, кто поступил, а спустя несколько лет, в 1943 г., вошел в состав первого выпуска факультета. С ней вместе учились в Академии, а затем преподавали на факультете теории и истории искусств Цецилия Генриховна Нессельштраус, Абрам Львович Каганович, Нина Тимофеевна Яглова, Олимпиада Исаевна Галеркина.

Ей довелось учиться у замечательных педагогов, величайших знатоков и профессионалов, представителей «старой школы», интеллигенции высшей пробы М. В. Доброклонского, Н. Д. Флиттнер, А. С. Гущина, Г. Г. Гримма. Впоследствии, когда она сама стала педагогом, а затем и деканом факультета, в общении со студентами и коллегами Анна Саввовна старалась выдерживать тот же доброжелательный, уважительный, деликатный тон, которым счастливо были наделены ее учителя.

Со второго курса она начала совмещать учебу с работой в качестве внештатного экскурсовода в Эрмитаже. Годы учения в Академии, начавшиеся в мирный период, продолжались и во время войны. Самая тяжелая, холодная и голодная зима 1941—1942 гг. прошла в блокадном Ленинграде. Удалось выстоять в какой-то мере и благодаря стационару, организованному в Академии, чтобы поддерживать ослабевших от голода и холода педагогов и студентов. Анна Саввовна выжила, а на соседней койке стационара умер замечательный художник, график, участник объединения «Мир искусства» И. Я. Билибин.

В 1942 г. Академию художеств, ее сотрудников, педагогов и студентов эвакуировали в Самарканд. Их ждала переправа через Ладогу по Дороге жизни, бомбежка на станции Жихаревка, где Анна Саввовна была контужена.

А затем непростая, неустроенная жизнь в Самарканде, вдвойне тяжелая для © Е. В. Нестерова, В. И. Раздольская, 2012 226 Е. В. Нестерова, В. И. Раздольская • Анна Саввовна Гривнина Анны Саввовны после страшной блокадной зимы и тяжелой болезни. Как она позже вспоминала, врачи не надеялись, что она встанет на ноги, но молодость взяла свое, и силы восстановились быстро. В Самарканде она заканчивала учебу и одновременно работала в организованной на месте библиотеке Академии.

В 1943 г. Академия была реэвакуирована в Загорск и, как вспоминала Анна Саввовна, после южного тепла и цветения все, как родному, обрадовались снегу.

Недолгое время Анна Саввовна работала в Третьяковской галерее, а весной 1944 г. успешно сдала экзамены в аспирантуру Эрмитажа, которую закончила в 1948 г., начав работать в качестве научного сотрудника отдела западноевропейского искусства, в отделении гравюры. Темой ее кандидатской диссертации стала французская книжная иллюстрация 1830—1840-х гг., а руководителем был М. В. Доброклонский.

С 1960 г. Анна Саввовна начала преподавать в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, и ее преподавательская деятельность продолжалась более тридцати лет. Она читала фундаментальный курс «Искусство Возрождения», руководила курсовыми и дипломными работами, диссертациями.

Ее личные качества — широта эрудиции, чрезвычайная добросовестность, доброжелательность, отзывчивость и проницательность в оценке людей и обстоятельств — определили авторитет, который Анна Саввовна быстро завоевала в Институте.

Когда М. В. Доброклонский, в течение многих лет руководивший кафедрой зарубежного искусства, вынужден был оставить работу, она сменила его на этом посту и неизменно поддерживала царившую на кафедре атмосферу взаимного уважения и высокой научной принципиальности. Однако вскоре, в 1970 г., Анна Саввовна стала деканом факультета теории и истории искусств.

Эта должность требовала много энергии, отдачи, терпения, внимания и интереса к судьбам людей. Анна Саввовна была скромным человеком, не выпячивая себя, она мудро руководила факультетом многие годы. Ее уважали коллеги и неизменно тепло вспоминали студенты, окончившие вуз.

Анна Саввовна Гривнина написала несколько небольших монографий, посвященных Максу Швабинскому, Йозефу Манесу, Антонину Славичеку, Йозефу Ладе, книжки «Искусство XVIII века в Западной Европе» и «Искусство XVII века в Западной Европе». Ей принадлежат статьи об искусстве Англии, Венгрии, Чехии, Словакии и Польше в учебнике «История искусства зарубежных стран»

для студентов художественных вузов, а также разработка многих учебных программ института. К сожалению, из-за административных обязанностей, к которым Анна Саввовна относилась с неизменной ответственностью, она не завершила свое Е. В. Нестерова, В. И. Раздольская • Анна Саввовна Гривнина 227 исследование, посвященное французской книжной иллюстрации XIX в., успешно начатое в кандидатской диссертации, а затем продолженное в более широком хронологическом объеме. Ее судьба сложилась так, что она была больше педагогом, чем ученым, думая не столько о том, какие научные труды она оставит будущим поколениям, а насколько своим поведением, своим добрым отношением к студентам и своей этической позицией она соответствует традициям академической школы и воспитавшего ее любимого факультета.

Содержание Факультет теории и истории искусств сегодня................. 3 Нессельштраус Ц. Г.

Из истории факультета............................. 8 Шилов В. С.

Факультет теории и истории искусств Страницы истории................................ 17 Нессельштраус Ц. Г.

Александр Сергеевич Гущин (1902—1950).................. 26 Гущин К. А.

Александр Сергеевич Гущин (1902—1950) Краткий очерк жизни и деятельности...................... 30 Пунина И. Н.

Николай Николаевич Пунин (1888—1953).................. 38 Степанов А. В.

Академия художеств в биографии Н. Н. Пунина............... 46 Блэк В. Б., Нессельштраус Ц. Г., Гривнина А. С.

Михаил Михайлович Дьяконов (1907—1954)................. 56 Блэк В. Б.

Наталья Давидовна Флиттнер (1879—1957)................. 58 Никулин Н. Н.

Герман Германович Гримм (1905—1959)................... 61 Сазонова К. К., Пименова Э. А.

Сергей Константинович Исаков (1875—1959)................ 64 Раздольская В. И.

Михаил Васильевич Доброклонский (1886—1964).............. 71 Никулин Н. Н.

Владимир Францевич Левинсон-Лессинг (1893—1972)........... 77 Каковкин А. Я.

Вспоминая Киру Викторовну Корнилович (1917—1973)........... 81 Шилов В. С.

Михаил Константинович Каргер (1903—1976)................ 86 Мозговая Е. Б., Моисеев С. В., Дзибель В. А., Никитин Д. А.

Авраам Львович Каганович (1918—1976)................... 91 Верещагина А. Г.

Алексей Николаевич Савинов (1906—1976)................. 96 Романычева И. Г.

Виктор Иннокентьевич Плотников (1925—1978)............... 100 Рощин А. И.

Иосиф Нафтольевич Бродский (1909—1980) Искусствовед, педагог, издатель........................ 103 Бобров Ю. Г.

Вера Дмитриевна Лихачева (1937—1981)................... 106 Нессельштраус Ц. Г.

Павел Николаевич Шульц (1900—1983)................... 110 Новосельская И. Н., Никулин Н. Н.

Юрий Иванович Кузнецов (1920—1984)................... 112 Батажкова В. Н., Ботт И. К.

Игорь Александрович Бартенев (1911—1985)................. 114 Гришков В. В.

Игорь Александрович Бартенев (1911—1985)................. 117 Бартенева М. И.

Несколько страниц из «Воспоминаний об отце»................ 124 Галеркина Е. А.

Олимпиада Исаевна Галеркина (1919—1988)................. 134 Блэк В. Б., Бойтман Ю. К., Раздольская В. И.

Анна Петровна Чубова (1905—1989)..................... 137 Михайлова Р. Ф.

Николай Михайлович Волынкин (1919—1990)................ 140 Блэк В. Б., Раздольская В. И.

Ирина Васильевна Бозунова (1926—1992).................. 142 Власовa Р. И., Станкевич Н. И.

София Владимировна Коровкевич (1901–1992)................ 144 Кутейникова Н. С.

Вадим Степанович Матафонов (1927—1993)................. 147 Батажкова В. Н., Нестерова Э. Д.

Нина Тимофеевна Яглова (1905—1995).................... 151 Самосюк К. Ф.

Михаил Владимирович Успенский (1953—1997)............... 155 Иванова А. А.

Михаил Владимирович Успенский (1953—1997)............... 159 Муратов А. М.

Анатолий Иванович Рощин (1934—2002) — искусствовед и писатель Памяти учителя................................. 160 Иванова А. А.

Анатолий Андреевич Богданов (1935—2003)................. 176 Яковлева Е. П.

Раиса Ивановна Власова (1919—2003).................... 178 Каминская А. Г.

Ирина Николаевна Пунина (1921—2003)................... 182 Малахиева А. Ю.

Юрий Карлович Бойтман (1923—2005)................... 184 Бобров Ю. Г.

Елена Борисовна Мозговая (1950—2005)................... 188 Богданова О. А.

Валентина Николаевна Батажкова (1930—2006)............... 191 Доронченков И. А.

Николай Николаевич Никулин (1923—2009)................. 194 Сазонова К. К.

Памяти Эльги Александровны Пименовой (1923—2009).......... 199 Раздольская В. И.

Цецилия Генриховна Нессельштраус (1919— 2010)............. 207 Муратов А. М.

Легенда искусствоведческого факультета:

Андрей Григорьевич Федоров (1939—2011)................. 214 Нестерова Е. В., Раздольская В. И.

Анна Саввовна Гривнина (1919—2011)..................225 Российская академия художеств Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина

К ЮБИЛЕЮ ФАКУЛЬТЕТА

ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВ

ИНСТИТУТА ИМЕНИ И. Е. РЕПИНА

–  –  –

Подписано в печать 01.08.2012. Тираж 150. Объем 13,9 уч.-изд. л. Заказ 393 Подготовлено и отпечатано в издательско-полиграфическом отделе Института имени И. Е. Репина 199034 Санкт-Петербург, Университетская наб., 17



Pages:     | 1 |   ...   | 9 | 10 ||
Похожие работы:

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОИ НАРОДНОИ РЕСПУБЛИКИ ДОНЕЦКИИ РЕСПУБЛИКАНСКИИ ЦЕНТР ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ УЧАЩЕИСЯ МОЛОДЕЖИ Донецк первый квартал 2015 года Утверждено методическим советом Донецкого Республиканского Центра туризма и краеведения учащейся молодёжи (протокол № 3 от 17.01.2015 г.) Ответственный за выпуск: Пересада Е.А. и.о. директора Донецкого Республиканского Центра туризма и краеведения учащейся молодёжи Составители: Кушнерова Т.Ф. зав. краеведческим отделом; Жуков А.В.,...»

«1. Цели освоения дисциплины Цель преподавания дисциплины: «Мониторинг почвенно-растительных ресурсов» – освоение студентами понятий мониторинга почвеннорастительных ресурсов, умение оценивать последствия антропогенных изменений в городских экосистемах, уметь рационально использовать почвеннорастительные ресурсы.Задачами дисциплины являются: – определение основных способов и подходов в получении достоверной информации до состоянии почв и растительности; – обоснование необходимости проведения...»

«Сергей Григорьевич Хусаинов Люди в черном. Непридуманные истории о судействе начистоту Серия «Спорт в деталях» Текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=9001707 Люди в черном : непридуманные истории о судействе начистоту / Сергей Хусаинов: Эксмо; Москва; 2015 ISBN 978-5-699-72004-0 Аннотация Сегодня арбитры на поле являются едва ли не главными фигурами в каждом футбольном матче – они буквально «делают игру» наравне со спортсменами. Все их действия и решения...»

«ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ 2(16)/20 УДК [001:93018/19](477.75)-057. Непомнящий А.А.И.А. Линниченко: от прославленного в Новороссии профессора до нищеты Таврического университета _ Непомнящий Андрей Анатольевич, доктор исторических наук, профессор Таврического национального университета имени В.И. Вернадского (г. Симферополь, Крым) E-mail: aan@home.cris.net Исследование посвящено деятельности выдающегося историка профессора Ивана Андреевича Линниченко. Освещена работа ученых-историков в Крыму в...»

«Краткий очерк истории кафедры композиции Московской консерватории НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Леонид БОБЫЛЕВ КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ КАФЕДРЫ КОМПОЗИЦИИ МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ В настоящем очерке представлены в хронологическом порядке сведения о музыкантах, преподававших композицию в Московской консерватории, которая носит сегодня имя П. И. Чайковского — первого профессора теории композиции, отдавшего преподавательской работе двенадцать лет и...»

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК НАУЧНЫЙ СОВЕТ ПО ПРОБЛЕМАМ ЛИТОЛОГИИ И ОСАДОЧНЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ ПРИ ОНЗ РАН (НС ЛОПИ ОНЗ РАН) РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НЕФТИ И ГАЗА ИМЕНИ И.М. ГУБКИНА РОССИЙСКИЙ ФОНД ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЭВОЛЮЦИЯ ОСАДОЧНЫХ ПРОЦЕССОВ В ИСТОРИИ ЗЕМЛИ Материалы VIII Всероссийского литологического совещания (Москва, 27-30 октября 2015 г.) Том I РГУ НЕФТИ И ГАЗА ИМЕНИ И.М. ГУБКИНА 2015 г. УДК 552. Э 15 Э 15 Эволюция осадочных процессов в истории Земли: материалы...»

«Государственное профессиональное образовательное учреждение «Сыктывкарский торгово-технологический техникум» «Флот, любовь и боль моя.» » Сыктывкар, 20 Печатается по решению методического совета ГПОУ «Сыктывкарский торгово-технологический техникум» Протокол № 4 от 14.12.2015 года Лицензия выдана Министерством образования Республики Коми от 02.12.2010 №62-СПО Редакторский коллектив ГПОУ «Сыктывкарский торгово-технологический техникум»: Т.Ф. Бовкунова, и.о. директора Л.А. Петерсон, заместитель...»

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Географический факультет Кафедра почвоведения и земельных информационных систем КАФЕДРЕ ПОЧВОВЕДЕНИЯ БГУ – 80 ЛЕТ: ЭТАПЫ, НАПРАВЛЕНИЯ, РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Минск 2013 РУП «Проектный институт Белгипрозем» УДК ББК Составители: В.С. Аношко, Н.В. Клебанович Кафедре почвоведения БГУ – 80 лет: этапы, направления и результаты деятельности / Сост. В.С. Аношко [и др.]. – Минск : РУП «Проектный институт Белгипрозем», 2013. – 28 с. В издании отражены основные...»

«ИНФОРМАЦИЯ о деятельности Общества российско-китайской дружбы в 2014 году Прошедший 2014 год был годом знаменательных дат в истории Китая и российско-китайских отношений – 65-й годовщины образования КНР, 65-й годовщины установления дипломатических отношений между нашими странами, 65-летия Общества китайско-российской дружбы. 2014 год вписал также новые страницы в дальнейшее развитие российско-китайских межгосударственных отношений и общественных связей. В 2014 году продолжал активно развиваться...»

«КАТАЛОГ МОДУЛЕЙ БИОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА БГУ ОГЛАВЛЕНИЕ: История Беларуси Иностранный язык Неорганическая химия Аналитическая химия Высшая математика Основы информационных технологий Анатомия человека Альгология и микология Морфология растений Зоология беспозвоночных Цитология и гистология Латинский язык (Функциональная зоология) Философия Социология Органическая химия Физика Основы энергосбережения Физическая и коллоидная химия Систематика высших растений Зоология позвоночных Биохимия...»

«ИЗМИРАН вчера, сегодня, завтра (продолжение следует) Научная сессия ОФН РАН, 25 февраля 2015 г., посвященная 75-летию ИЗМИРАН 0 Заставка ИЗМИРАН 75 1 Введение Уважаемые гости, коллеги, я приветствую всех в стенах ИЗМИРАН, на Научной сессии ОФН, посвященной 75-летию института. В своем докладе я кратко остановлюсь на основных моментах истории ИЗМИРАН от создания до сегодняшних дней. За 75 лет время сильно изменило страну, мир науки, менялся и институт, менялись научные приоритеты, но главный итог...»

«Ландшафтно-визуальное исследование условий восприятия исторических и культурных объектов по улице Греческой в городе Таганроге. Дуров А.Н., Полуян О.И., научный руководитель Аладьина Г.В. Таганрогский филиал государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Ростовской области «Донской строительный колледж» Таганрог, Россия Landscape and visual examination of the conditions of perception of historical and cultural objects on the Greek street in the...»

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УДК37(476)(091)”1829/1850” (043.3) Игнатовец Людмила Михайловна Белорусский учебный округ: создание и деятельность (1829–1850 гг.) Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук по специальности 07.00.02 – отечественная история Минск, 201 Работа выполнена в Белорусском государственном университете Научный руководитель: Теплова Валентина Анатольевна, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории Беларуси нового...»

«Институт востоковедения РАН «Институт стран Востока»-А.О. Захаров Политическая история Центрального Вьетнама во II–VIII вв.: Линьи и Чампа Москва Рецензенты: д.и.н. проф. Д.В. Мосяков, к.филол.н. А.А. Соколов Ответственный редактор – д.и.н. проф. В.А. Тюрин Захаров А.О. Политическая история Центрального Вьетнама во II– VIII вв.: Линьи и Чампа. – М.: Институт востоковедения РАН, НОЧУ ВПО «Институт стран Востока», 2015. 160 с., ил., карта ISBN 978-5-98196-012-3 Книга содержит исследование...»

«Ю. Ю. Юмашева. Правовые основы архивной деятельности УДК 930.25:34 Ю. Ю. Юмашева ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АРХИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА (XVI — СЕРЕДИНА XX в.) В исторической ретроспективе рассматривается отечественная законодательная, нормативно-правовая и методическая документация, регламентирующая вопросы учета и описания архивных документов. Проводится анализ положений правовых и нормативно-методических актов XVI — середины XX в., прямо или косвенно влиявших и...»

«ДОКЛАДЫ РИСИ УДК 327(4) ББК 66.4(4) Предлагаемый доклад подготовлен группой экспертов во главе с заместителем директора РИСИ, руководителем Центра исследований проблем стран ближнего зарубежья, доктором исторических наук Т. С. Гузенковойi в составе заместителя руководителя Центра, доктора исторических наук О. В. Петровскойii; ведущих научных сотрудников кандидата исторических наук В. Б. Каширинаiii, О. Б. Неменскогоiv; старших научных сотрудников В. А. Ивановаv, К. И. Тасицаvi, Д. А....»

«Библиографический справочник доктора исторических наук, профессора Владимира Федоровича Печерицы, изданный к юбилею ученого, включает в себя сведения о его научной деятельности и библиографический список трудов ученого, структурированный по тематическому принципу. Внутри разделов материал располагается по алфавиту авторов или заглавий документа. Хронологические рамки документов в списке литературы охватывают период с 1976 г. по июль 2003 г. Знаком * отмечены работы, библиографические записи...»

«Министерство культуры Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское» (Пушкинский Заповедник) МИХАЙЛОВСКАЯ ПУШКИНИАНА Выпуск 64 «.Дни мрачных бурь, дни горьких искушений». Культура в эпоху потрясений ХХ века МАтерИАЛы XVII научно-музейных чтений памяти С.С. Гейченко (13—16 февраля 2014 года) и публикации, подготовленные по итогам научных...»

«Фонд «Историческая память» Владимир Макарчук Государственно-территориальный статус западно-украинских земель в период Второй мировой войны Историко-правовое исследование Москва УДК 94 (477.8)“1939/45” ББК 63.3(4 Укр) М 1 М 15 Макарчук В. С. Государственно-территориальный статус западно-украинских земель в период Второй мировой войны: Историко-правовое исследование / Пер. с укр. Образец В. С. Фонд «Историческая память». М., 2010. 520 с. Современная граница Украины, Белоруссии и Литвы с...»

«Государственное управление. Электронный вестник Выпуск № 44. Июнь 2014 г. Пашенцев Е.Н. Провокация как элемент стратегической коммуникации США: опыт Украины Пашенцев Евгений Николаевич — доктор исторических наук, профессор, Московский городской педагогический университет; МГУ имени М.В. Ломоносова; директор, Международный центр социально-политических исследований и консалтинга, Москва, РФ. E-mail: icspsc@mail.ru Аннотация Поставить противника в положение, когда он должен ответить на целевую...»









 
2016 www.nauka.x-pdf.ru - «Бесплатная электронная библиотека - Книги, издания, публикации»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.